Когда человек приходит к вере? Какие главные вопросы личности решает вера? Потеря интереса к жизни, апатия и депрессия, агрессивность и неконтролируемые вспышки гнева, нарушения сна — только ли это проблемы мигрантов? Обо всем этом и о многом другом в нашем интервью с председателем правления Ассоциации психологической помощи мусульманам Ольгой Сергеевной Павловой, кандидатом педагогических наук, доцентом ФБГОУ ВО МГППУ.
— Ольга Сергеевна, на Ваш взгляд, какие психологические проблемы наиболее актуальны для личности и общества сейчас?
— Нынешнее время психологи характеризуют как время постоянно происходящих перемен. Изменение изменений — так назвал наше время выдающийся российский психолог А. Г. Асмолов. Личности очень сложно найти и не потерять устойчивые ориентиры для собственного развития, найти ответы на важные вопросы о будущем, преодолеть экзистенциальный кризис. Вопросы о смысле жизни, сути бытия, ценностных ориентирах — это то, что беспокоит нас на глобальном уровне. А уже следствием этого могут быть частые смены работы, конфликты и кризисы в отношениях, разводы. Не сумев ответить на главные вопросы своей жизни, человек мечется и страдает от психологической неустойчивости. Отсутствие стабильности во внешнем мире зачастую оборачивается тревожностью и депрессиями. И вот тут нередко человек приходит к вере, так как именно вера отвечает ему на целый ряд вопросов, в центре которых главные вопросы личности — цели и смысл бытия, как собственного, так и всего человечества.
— В эпоху активных интеграционных процессов, которые мы видим на примере нашей страны, Европы и всего мира, как Вы оцениваете востребованность психологической помощи для мусульман?
— Потребность в компетентных специалистах, понимающих специфику культуры своего клиента, постоянно возрастает. Так, в этом году меня пригласили прочитать лекции в Бишкеке (Киргизия) по психологии киргизов с учетом этнической и религиозной специфики. Недоверие к западной психологии, большая часть которой зиждется на материалистических атеистических теориях, носит подчеркнуто индивидуалистический характер, приводит к тому, что люди в восточной части мира (а это большая часть населения земного шара) ищут для себя альтернативу. Для мусульманского мира этой альтернативой стала исламская психология. Это прикладная наука, в полной мере отвечающая всем требованиям и критериям науки, но использующая в своем применении методы и практики, соответствующие исламскому мировоззрению, основанному на достохвальном Коране, пречистой Сунне и знаниях ученых ислама, детально исследовавших душу («ан-нафс»), сердце («аль-кальб») и в целом, внутренний мир человека.
— В чем принципиальное отличие психологической помощи мусульманам от традиционной психологической помощи? В чем разница при оказании помощи мужчинам и женщинам?
— Осуществлять психологическую помощь должны специалисты, которые понимают и знают специфику культуры клиента. Культурно ориентированная психологическая помощь развивается последние десятилетия по всему миру, в том числе и по той причине, что миграция стала важнейшей чертой развития современного общества. Специальные исследования показывают, что если, обратившись за психологической помощью, клиент чувствует, что психолог не ориентируется в его этнической или религиозной культуре, как правило, второй раз на консультацию он не приходит. Действительно, этническая, религиозная, региональная культура оказывает существенное влияние на личность, зачастую играя определяющее значение в ее ценностных и мотивационных характеристиках. Особенно много вопросов возникает у клиентов и специалистов относительно вопросов веры и религии. Это могут быть вопросы от относительно общего содержания: а дозволена ли психологическая помощь мусульманину или нет, до частных: можно ли использовать те или иные методики в работе с мусульманами, какие возможны ограничения и сопротивления. Важно учитывать гендерный фактор: мусульмане могут отказаться принимать помощь специалиста противоположного пола.
Кроме того, есть ещё один важный момент: для человека верующего вера должна стать фундаментом психологической устойчивости личности, мощным ресурсом ее развития. Духовная ориентация психологического консультирования в исламе должна приводить к осознанию смысла и сущности жизни человека. Именно это возможно в таком направлении психологической помощи, как духовно ориентированная психологическая помощь и психотерапия. В России имеется большой опыт подобной помощи в православной парадигме, которая развивалась и развивается силами таких известных психологов и психотерапевтов, как Ф. Е. Василюк, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков. В исламской парадигме в России это направление профессиональной психологической деятельности стало развиваться в последние годы усилиями специалистов Ассоциации психологической помощи мусульманам, которая была создана в 2017 году. Сейчас специалисты Ассоциации работают в различных регионах России: Татарстане, Башкирии, в Крыму и на Северном Кавказе. Проводятся исследования, пишутся научные статьи и монографии. Развитие психологических знаний об исламе и мусульманах в России происходит в тех же направлениях, что и во всем мире: во многих странах исламская психология развивается весьма интенсивно. Создаются профессиональные сообщества, самими крупными в настоящее время из них являются Международная Ассоциация исламской психологии и Международная Ассоциация мусульманских психологов. Практически в каждой стране, где живут мусульмане, создаются аналогичные ассоциации и центры оказания психологической помощи мусульманам.
Этот процесс опирается на опыт наших славных предшественников. Дело в том, что в исламском мире накоплены большие знания о личности, душе человека и способах ее излечения. Недавно в России была издана книга психолога IX века Абу Зайда Аль Балхи «Пища для души». Читающие ее специалисты поражены, насколько современными являются предложенные им когнитивные методы лечения тревожных состояний и эмоциональных расстройств.
И таких ученых и практиков в эпоху Золотого века ислама было много. Так, ещё в VIII веке в исламском мире действовали на пожертвования (закят) мусульман специализированные клиники, в которых оказывали бесплатную психологическую помощь нуждающимся.
Взгляды мусульманских ученых на психологию исходят из представлений ислама о человеке, который наделен двойственной природой: физической и духовной, сочетая в себе плоть («бадан») и душу («нафс»). Духовный аспект является важнейшим в человеке. В понимании верующего, душа человека — это объект, сотворенный Господом, она бессмертна и наделена самосознанием.
Современные психологические исследования показывают, что религиозность (вера) в целом способствует улучшению психического здоровья, а люди, которые более религиозны/духовны, имеют лучшее психическое здоровье и быстрее адаптируются к проблемам со здоровьем по сравнению с менее религиозными/духовными. Кроме того, результаты исследований показывают, что снижение риска депрессий, суицида, беспокойств и даже психических расстройств связано с верой человека.
— В чем заключается суть психологической проблемы адаптации у переселенцев — мусульман?
— Психологическое состояние мигранта характеризуется целым рядом психологических проблем. Прежде всего, человек, оказавшись в новой для себя среде, испытывает культурный шок. Ощущение потери и беспомощности, лишения и фрустрации, тревожности и страха перед новым и неизвестным. Психологи характеризуют состояние вынужденного мигранта как посттравматическое стрессовое расстройство. Расстройство сна, пониженный фон настроения, подавленность и потеря интереса к жизни, апатия и депрессия, агрессивность и неконтролируемые вспышки гнева, нарушения сна. Расстройства мотивационной и когнитивной сферы, кризис идентичности, проблемы в межкультурной коммуникации, пониженная самооценка. Справиться со всеми этими проблемами мигранту без специальной помощи — помощи психолога бывает очень сложно, а порой и невозможно. Тем более что состояние миграции сопровождают социально-экономические и бытовые проблемы. Поэтому психологическая помощь мигрантам должна быть доступна, она должна быть бесплатна или иметь минимальную, доступную для мигранта цену. Кроме того, необходимо самое широкое психологическое просвещение, в ходе которого мигранты будут узнавать о психологических проблемах и методах их решения. По возможности, психологическое просвещение и сама психологическая помощь должны осуществляться на языке мигранта. Все это делает помощь для них доступной.
— Должен ли психолог иметь специальную подготовку для работы с мусульманами? И какие есть образовательные возможности для них?
— Очевидно, что оказание такого рода психологической помощи требует от специалистов особых компетенций. Поэтому неизбежно встаёт вопрос стандартизации и профессиональной подготовки таких специалистов. Во всем мире развиваются образовательные программы по исламской психологии в рамках бакалавриата и магистратуры, а также курсов повышения квалификации. У нас в России силами специалистов Ассоциации психологической помощи мусульманам на базе Поволжского института непрерывного профессионального образования при активном участии психологического центра «4Life» и его руководителя — Гульназ Эриковны Ахметзяновой создана образовательная программа (курсы повышения квалификации) «Психологическое консультирование мусульман». Преимуществом программы является возможность пройти обучение в режиме онлайн, что уже позволило это сделать специалистам из разных регионов России и даже из-за рубежа. Но мы не останавливаемся на этом и планируем в будущем открыть специальные магистерские программы в Московском исламском институте и Российском исламском институте.
В этом году впервые в России начинается подготовка психологов в Московском государственном психолого-педагогическом университете по магистерской программе «Психология Востока: этничность, религия и межкультурная коммуникация». Арабское направление этой программы, на которое в этом году зачислено 17 студентов, посвящено изучению различных аспектов психологии ислама и арабо-мусульманского мира.
Практические направления деятельности магистров будут связаны с разработкой и доказательной апробацией конкретных методик и направлений психологического консультирования мусульман. Среди наших студентов — практикующие психологи и психотерапевты, специалисты в области арабского языка, выпускники МГППУ, РИИ, КФУ. Мы надеемся, что будущие выпускники нашей магистратуры станут уникальными специалистами в области психологии мусульманского Востока в самом широком понимании.