Символы правителей

Интервью с автором символа османских правителей для главы государства Рамилем Насыбулловым

Тугра — отдельное направление в классической каллиграфии, созданное для особых символов султанов, ханов, шахов и других высоких персон. Основной закон создания тугры — перетекание из одной формы в другую без нару­шения канонов буквенных форм. Тугракеш, человек, занимающий­ся разработкой тугр, живет и в Казани. Нашего каллиграфа зовут Рамиль Насыбуллов, немало его работ являются частью «подарочных» коллекций многих высоких руководителей, в том числе и Владимира Путина.

2792

От президента президенту

Недавно Рустам Минниханов по­дарил Владимиру Путину тугру, выпол­ненную вашими руками. Рамиль хазрат, расскажите немного об этом искусстве. И как вы изготавливали этот шедевр?

— Слово «тугра» этимологически про­исходит от слова «туг». Туг (флаг, знамя), согласно историческим данным, представлял собой копье (шест) с прикрепленными к нему конскими хвостами. Возможно, они явля­лись родоплеменными, государственными символами. В самой тугре также можно обнаружить три вертикальных элемента, именуемых тугами, и три диагональных элемента — зульфы (зульфа — волос по-арабски). Основная часть тугры называется «курси» (трон), туда вписывались имя султана, имя его отца. Если это тугра османских правителей, то также указывались и титул «хан», «шах» и выражение «Аль-музаффар даима» — «Побеждающий постоянно».

Тугра делается, основываясь на канонах науки письма, поскольку на мусуль­манском Востоке каллиграфия относится к разряду и искусства, и науки, где предполагаются даже степени учености. На обучение некоторым стилям может уходить от 5 до 20 лет. После обучения тугракешу выдается специальная иджаза (диплом), и человек прикрепляется к так называе­мой сильсиля — цепочке преемственности по этой науке, ведущей начало от Али бин Абу Талиба (двоюродный брат пророка Мухаммада ﷺ В мекканский период мусульманского общества не было и отношения между людьми строились на личной основе. и четвертый праведный ха­лиф, — Прим. ред.). Человек, обладающий этими знаниями, называется хаттат. Без иджазы человек не имеет права ставить свою подпись.

Что написано на президентской тугре?

— Она имеет в своей основе форму клас­сической османской тугры, которая исторически прошла несколько этапов становления и достигла оптимальности в своей форме, по­этому ей и отдается предпочтение. До начала XX века тугру разрешено было иметь только мусульманским правителям, но с исчезнове­нием ханов, а позже и Османской империи она утратила свою юридическую, правовую силу. Теперь при желании ее может иметь любой человек. На подаренной Президенту РФ тугре написаны имя, фамилия и отчество Владимира Владимировича Путина. По кругу написано также его полное имя в каноническом стиле сульс.

Для кого еще вы изготавливали тугры?

— Вообще, мне пришлось сделать порядка 40 тугр в османском стиле для совершенно разных людей и с разным социальным статусом, в том числе и для президентов, чиновников, муфтиев, пре­подавателей, рядовых граждан. Среди них Минтимер Шаймиев, Рустам Минниханов, Дмитрий Медведев, президенты Узбеки­стана, Азербайджана, Турменистана, Тад­жикистана, один из султанов Индонезии, король Саудовской Аравии, а также Рафик Мухаметшин, Камиль Исхаков, несколько муфтиев: Камиль Самигуллин, Равиль Гай­нутдин и другие.

Наставник из Турции

Где и у кого вы учились изготов­лению полотен и искусству арабской каллиграфии?

— Каллиграфией я стал заниматься в 1989 году. С 1993 года, благодаря моему турецкому учителю Хасану Севилю, начал изучать ее профессионально. В 1997 году получил иджазу (диплом) по каллиграфии в Турции. Есть и вторая иджаза по всем стилям каллиграфии (1997 год), также имею иджазы по канонической восточной орнаментации и по другим искусствам.

Каллиграфия разрабатывается и де­лается на специальной бумаге специаль­ным пером и чернилами. А ее исполнение в виде вышивки, гравировки и т. д. — это уже чисто технические задачи, которые к каллиграфии не относятся, технической стороной я особо не занимаюсь. Вообще, каллиграфия — это не основное род моей деятельности: помимо этого, я занимаюсь восточными искусствами, увлекаюсь истори­ческой реконструкцией, восточной музыкой, изготовлением восточных музыкальных инструментов, восточными боевыми ис­кусствами и др.

Вы уже упомянули про сульс… Какие еще существуют стили в калли­графии?

— За всю историю исламской куль­туры существовало сотни стилей. Из них как наиболее оптимальные и отвечающие требованиям времени выделились основ­ные 12—15: Сульс, Насх, Мухаккак, Райха­ни, Таукы’, Иджаза, Дивани, Джали Дивани, Рик’а, Сиякать, Таглик и т. д. Ими всеми я владею. Остальные стили были постепенно утрачены за ненадобностью, поскольку не отвечают необходимым критериям.

Шамаиль или каллиграфия?

Нередко приходится слышать, как арабскую каллиграфию называ­ют шамаилем. Насколько эти понятия тождественны?

— Нет, это неправильно по определе­нию. Шамаиль — это текст, описывающий достоинства Пророка Мухаммада ﷺ, а не само письмо. Текст может быть написан и обычной ручкой, и латиницей, и иероглифами, и по-русски, и по-английски, то есть тут совершенно разные вещи в принципе. Другой вопрос, почему так стали называть каллиграфию у татар. У татар на стены вешали шамаиль в его первоначальном значении — в значении текста, описывающего досто­инства пророка ﷺ, но для людей, не понимающих этого, все, что написано арабскими буквами, правильно или неправильно, не важно, в каком исполнении, на бумаге или на стекле, стало называться шамаилями.

А насколько была развита калли­графия у татар?

— У татар каллиграфия была развита до XVI века. Также были выпущены книги в начале XX века по классической каллигра­фии, и в этом направлении работа велась. Но чтобы она была, необходимо развить специализированное многолетнее обучение. К слову, в мусульманских странах последние 10-15 лет наблюдается подъем классической каллиграфии , чего о нашей стране, к сожалению, не скажешь.

Есть ли у вас ученики, с которыми делитесь секретами своего мастерства?

— Будучи директором Центра арабской каллиграфии и исламских искусств, я веду там и преподавательскую деятельность. У меня есть несколько талантливых учеников. Секреты открываются поэтапно: не пройдя определенную ступень, даже если и раскрыть секрет, его все равно невозможно будет понять или осмыслить.

Рамиль хазрат, над чем вы рабо­таете сейчас?

— Я работаю по мере поступления зака­зов. К сожалению, нет времени заниматься этим чисто для души. У меня было несколько выставок, хотя в роли инициаторов и организаторов выступали другие люди — мне самому, если честно, это не очень интересно.