Воспитание Востоком

Непреходящие идеи исламской духовности в условиях технократической цивилизации

647

«Воспитание — путь к человечности» — тема, которая имеет историческое измерение в исламской культуре и является неотъемлемой частью общечеловеческих ценностей в современном мире. Раскрыть эту тему, хотя бы тезисно, мы попросили культуролога, писателя-публициста, общественного деятеля, члена президиума Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР) Исмагила Шангареева

 

В данной статье я представляю всего лишь один элемент сложно-динамической модели глобального явления, которое я определил, как «Воспитание Востоком».

Элемент, — отражающий историческое измерение проблемы «Воспитание — путь к человечности» — концепция величайшего мыслителя исламской цивилизации Абу Али Ибн Сины, широко известного в Европе как Авиценна.

Важно подчеркнуть, что систему взаимодействия «воспитатель — ребенок» в моей большой семье, где 11 детей и 10 внуков, я во многом имплементировал из мусульманской традиции адаб (достойный образ жизни), проводя фундаментальные исследования, которые нашли свое завершение в книге «Ислам и Культура» (в настоящий момент готовится к печати).

ЗАКОНЫ ДЕТСТВА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ИБН СИНЫ

Законы детства врача-философа Ибн Сины были впервые изучены и введены в научный оборот как часть понятийного аппарата «Канона врачебной науки» в книге Владимира Исхакова «Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники» (1987), и не вызывает сомнения, что в реформе воспитания, которая неизбежно грядет на фоне нарастания бездуховности в условиях технократической цивилизации XXI века, нам понадобятся мудрость и опыт наших великих предков и, прежде всего, непреходящие идеи исламской духовности.

Действительно, многое из того, что создано Ибн Синой, адресовано далекому будущему, по отношению к которому мы с вами — прошлое. Вот такой парадокс. Однако пора обратится к страницам «Канона врачебной науки».

Согласно Ибн Сине задача воспитателя — врача и педагога, — оберегать «естественные чувства ребенка», ибо «образ достойного человека формируется путем уравновешивания характера ребенка силами любви и добра. Так достигается истинное здоровье — свободный дух в здоровом теле».

В своей книге «Этюды о здоровье: Ибн Сина и его античные предшественники» Владимир Исхаков предлагает нам провести простое сравнение между стратегией в области воспитания, которую предлагает Ибн Сина, и взглядами признанного теоретика педагогики Джона Локка, искренне считавшего: «Что касается упрямства и намеренного непослушания, то их можно исправить только силой и побоями, потому, что от этого зла нет другого лекарства».

«Лично для меня Ибн Сина и Джон Локк, — пишет Владимир Исхаков, — это как небо и земля: с одной стороны, стратегия воспитания на века и иезуитский совет действовать силой и побоями, с другой».

Однако не спешите с выводами. Давайте лучше посмотрим, чья система принята сегодня в детских учреждениях, школах, и, наконец, в подавляющем большинстве семей в России, Европе, Соединенных Шта­тах Америки.

Скажу так: пока что мы живем во времена Джона Локка, а идеи Ибн Сины востребованы в основном в только в мусульманских семьях, где помнят заветы пророка Мухаммада и чтут принципы Хасан аль-Адаб.

В целом же надо признать, что идеи Джона Локка о том, как надо воспитывать ребенка, оказались более востребованы жизнью, нежели законы детства Ибн Сины, и современная цивилизация приняла его идеи воспитания.

Посмотрите на моих младших детей и внуков. Конечно же, победила любовь и доброта. Конечно же, Ибн Сина близок всем, кто хочет, чтобы его дети выросли здоровыми духовно и физически, а главное — во всех отношениях достойными и светлыми людьми.

Да, повторяю и вынужден признать, что пока в большинстве стран выбор сделан в пользу рекомендаций Джона Локка, но без сомнения не за горами время «Канона врачебной науки».

Время законов детства, которые являются одной из вершин исламской культуры, все еще впереди. Вся логика воспитания Ибн Сины построена на принципе приоритета игр как основы социальной реальности ребенка.

Согласно предписаниям «Канона врачебной науки», «режим образа жизни ребенка строится на постоянной заботе, стремлении сделать его мир радостным, полным игр и душевного спокойствия».

Ибн Сина обращается к родителям с рекомендациями: «КОГДА РЕБЁНОК ПРОСЫПАЕТСЯ ОТ СНА, ТО НАДО ХОРОШО ВЫКУПАТЬ ЕГО В ТЁПЛОЙ ВОДЕ И ЗАТЕМ ДАТЬ ЕМУ ВОЗМОЖНОСТЬ НЕМНОГО ПОИГРАТЬ. ДАЛЕЕ, ОЧЕНЬ ВАЖНО ЕГО ВОВРЕМЯ ПОКОРМИТЬ И СНОВА ОТПУСТИТЬ, НО УЖЕ ДЛЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ НА ВОЗДУХЕ».

Я понимаю так, что здесь учтено все — и радость от игры, и естественная двигательная активность, жизненно необходимая ребенку, и привыкание к коллективу, и пребывание на воздухе. Игра раздвигает реальное пространство ребенка, позволяя развиваться фантазии, воображению, обогащая душу светом творческих энергий.

Я всегда радуюсь, наблюдая, как мои дети и внуки играют, как проявляются особенности их характера, умение радоваться и дарить радость. В этой связи хочу особо подчеркнуть роль взрослых в создании условий для наполнения детской души энергиями добра и созидания.

Роль взрослых колоссальна, но кратко сводится к требованию Гиппократа: «Не навреди». К сожалению, нередко жизнь взрослых вторгается в мир ребенка как грубый окрик, череда бесконеч­ных ограничений, наказаний, порой настолько жестких, что личность ребенка как зеркало начинает отражать порочность и жестокость так называемых, воспитателей.

Ибн Сина считает, что это вторжение, прежде всего, уничтожает естественную потребность детской души в любви, добре, радости. Маленький человек теряет данные ему Аллахом богатства души и, как следствие, неизбежно подвергается физическому разрушению, ибо злой нрав, как писал Ибн Сина, извращает естественную природу ребенка, проникая в недра его натуры, обуславливает проявление злобы, зависти, что отражается на его поступках, внешнем виде, иссушает его тело, делает его безразличным к чужой боли, формирует образ жестокого и трусливого человека.

Большинство порочных людей такими не рождаются, но становятся в процессе неправильного воспитания, желания взрослых доминировать над телом и душой ребенка, а если это не получается, то, подобно «великому педагогу» Дж. Локку, не прочь распустить руки, ведь маленький человек не может себя защитить.

Ибн Сина утверждал: не то что наказывать — на ребенка даже нельзя «смотреть недобрым взглядом». Он не думал о вашем раздражении поведением малыша, он думал о его душе. Мудрец был сторонником довольно раннего приобщения ребенка к знаниям, но с использованием его любимого метода постепенности: сначала игры, сказки, и лишь когда ребенок достигнет шестилетнего возраста, в его жизни должен появиться первый учитель.

«Ученичество должно постепенно входить в его жизнь, — пишет Ибн Сина, — не следует сразу привязывать его к книге». Последнее сегодня особенно актуально, так как появились рекомендации «компетентных специалистов» начинать обучение ребенка чуть ли не с пеленок, отравляя бесполезной информацией его чистое восприятие мира.

С тем, как Ибн Сина выстраивает свою стратегию воспитания, можно соглашаться, можно не соглашаться. Я не удивлюсь, что несогласных будет больше, чем готовых следовать советам 1000-летней давности, но, завершая наш разговор, не могу не процитировать строки из его поэмы «Урджуза»: 941. Я СКАЗАЛ: ДЛЯ РЕБЕНКА НЕТ В МИРЕ ЗАПРЕТОВ ТОЛЬКО ИГРЫ И СКАЗКИ — СУТЬ ИСТИНЫ В ЭТОМ. 944. ПУСТЬ НА ЗВЕЗДЫ ОН ЧАЩЕ ВЗИРАЕТ, ИХ ПЕСНИ ВСЕХ ЗЕМНЫХ ГОЛОСОВ ДЛЯ РЕБЕНКА ЧУДЕСНЕЙ.

(Пер. Ибн Ильяса)

Вдумайтесь в эти удивительные слова: «Пусть ребенок чаще смотрит на звезды». Это ведь не просто созерцание неба — это приобщение к его высоким смыслам на подсознательном уровне. Задолго до того, как ребенок начнет изучать Коран, он наполняется мудростью звезд, постигает безграничные масштабы творения Аллаха.

Ибн Сина не только завещал нам законы детства, но открыл для нас нечто большее, лежащее за гранью нашего обычного мировосприятия — школу созерцания.

Согласно этой логике не только созерцание звезд, но и лазурной дали океана, и цветов, и парящих в небе птиц — всего, что создано небесной Мудростью Всевышнего, должно наполнять душу ребенка даром красоты, открывать в нем скрытые таланты, вселять в его душу радость бытия.

Полноценная личность формируется только в условиях радостного восприятия мира, позитивных энергий любви и веры. Этому учит исламская наука, подчеркивая важность того, с какой позиции мы подойдем к воспитанию как к процессу форми­рования гармонично развитой личности.