«Ислам и феминизм» — лекция под таким названием прошла накануне на Казанской ярмарке в рамках выставки мусульманской культуры «Ислам нуры — Луч ислама», организованной ДУМ РТ и Всемирным конгрессом татар.
«Выходя замуж я не знала, что муж уже на чужбине женат по всем канонам Ислама. Родители тоже его сказали, что не знали. Официальная жена, выходит, я. Но дома он никогда не бывает, в неделю раз повляется. Больше денег и времени он тратит на нее. Знаю, что не имею права развестись с ней ( ну и не разведется), но как по Исламу мне развестись?». Такое письмо пришло в редакцию на днях (пунктуация и орфография сохранена).
Религиозные деятели на такие вопросы отвечают теоретическими ответами об исламском семейном праве, которое в светском государстве не работает. Эксперт по шариату ДУМ РТ Ахмад Абу Яхья Аль-Ханафи на своей лекции в Казани еще раз повторил, что для того, чтобы избежать случаев ущемления женщин среди мусульман, нужно изучать исламское семейное право, которое «универсально и дает ответы на решение любых проблем».
— Мало кто знает, что в исламском семейном праве есть отдельная глава — аннулирование никаха, где по пунктам расписано то, что если муж бьет жену, не содержит ее и не выполняет супружеские обязанности, то мусульманский судья может аннулировать такой брак, — сказал он. При этом он считает, что «ислам и феминизм несовместимы».
— Права женщин в обществе, очевидно, ущемляются. Мы этого не отрицаем. В современном обществе присутствуют и физическое, и моральное насилие женщин, дискриминация в трудовой сфере, недопущение в руководство крупных корпораций и пр. По статистическим данным за одну и ту же работу женщина в России получает на 27% меньше, чем мужчины. Мусульмане против всех этих притеснений, нас возмущают факты семейного насилия, нас возмущают факты отношения к женщине, как к вещи, как к собственности, которое имеет место во всех кругах, в т.ч. исламских, — добавил ученый.
У нас эта система не работает и мусульмане сами лишают женщин возможности развестись
Эксперт попросил не привязывать проблему угнетения женщины к исламу — «все случаи семейного насилия связаны с обычаями и традициями того или иного народа, либо с садистскими наклонностями некоторых мужчин, которые прикрываются религией».
— Если нет казыя, как в некоторых европейских странах, то создается комитет по аннулированию брака, куда должно входить три мусульманина, обязательно муфтий или исламский ученый и мусульманский психолог. У них есть свой алгоритм. Т.е. шариат дает возможность женщине развестись с мужем-тираном без его согласия.
Но, по словам ученого, у нас эта система не работает и мусульмане сами, фактически, лишают женщин возможности развестись с мужем, который систематически нарушает ее права, вынуждают мусульманок примкнуть к феминистическому сообществу.
— Я сам вхожу в такой комитет татарстанского муфтията, где мы разбираем подобные ситуации. В данном случае комитет должен выслушать обе стороны, поскольку это очень деликатная тема, и нередко женщины наговаривают на своих мужей, потому что просто хотят развестись с ним, — пояснил он.
В случае, если женщина обратится к казыю своего региона или в духовное управление по месту жительства, то там должны разобрать ее ситуацию, затем отдельно выслушать мужа, а при необходимости организовать очную ставку.
— В Татарстане разводов, которые доходят до аннулирования, очень мало, за все время моей работы таких случаев было 5-6. Обычно удается договориться в процессе, бывают и такие случаи, когда жена предлагает мужу деньги за развод, и он дает свое согласие, — добавил он.
По его словам, многие трактуют так, что «мужчины несут ответственность за женщин», что «женщина принадлежит мужчине», «у мужчин больше прав, «мужчина стоит выше женщины».
— Но это не так — в шариате прописана обязанность мужчины нести ответственность за женщину, причем, не только жену. Мужчина в любой ситуации несет ответственность за женщину — за жену, за дочь, за мать, за сестру. На нем лежит обязанность содержать жену и мать, обязанность воспитывать детей, помогать сестрам, создавать психологический комфорт в семье. В Коране говорится, что конечная цель семейных отношений — это покой и умиротворение, комфортная атмосфера в семье. Даже если кто-то из родственниц-женщин остался без средств к существованию, то ее обеспечение также переходит на мужчину. Например, если сестра осталась без мужа, без источника содержания, обязанность по ее содержанию ложится на ее брата, — поясняет спикер.
В исламе нет понятия «совместно-нажитое имущество» — то, что заработала жена, принадлежит ей
По его словам, исламское семейное право — гибкое, в нем на все есть свои ответы. Так, мужчина получает большую долю наследства, поскольку на нем всегда есть ответственность кого-нибудь обеспечивать, а на женщине обязанности кого-либо обеспечивать нет. Более того, в исламе нет понятия «совместно-нажитое имущество» — то, что заработала жена, принадлежит ей. Также при разводе каждый остается при своем имуществе, при этом мужчина обязан содержать своих детей до того момента, пока они не могут работать.
— А у нас такой советский менталитет — у нас все общее. И то, что на женщину сейчас налагают — она должна и домашнее хозяйство вести, и работать, это также советское наследие. Общество навязало гораздо больше, чем женщина может, — говорит исламский исследователь.
Лектор уверен, что мужчины должны взять на себя функцию общественного контроля — заниматься проблемой семейного насилия, создавать какие-то приюты и центры, куда женщина могла бы обратиться при необходимости.
— Мы — мужчины-мусульмане иногда закрываем глаза на вещи, которые происходят, мы думаем, это их семейное дело. Но если женщина просит о помощи, то мы должны эту помощь ей предоставить, — говорит он.
Нас должно волновать, как дела у нашего соседа или у того, кто ходит вместе с нами в мечеть
По его словам, проблему ущемления прав женщин в татарском обществе могло бы решить восстановление системы махалля — общинности, которая существовала у татар до революции.
— Мужчины должны взять на себя заботу о женщинах своей махалли, о которых некому позаботиться. Обязанность об их заботе тоже лежит на нас. То, что у нас произошла атомизация общества и каждый живет своими интересами, интересами своей семьи, и что у нас нет своей системы махалли, которая была у татар до революции, это тоже проблема. Проблема и то, что мы не знаем, кому из нашей махалли нужна помощь. А женщины боятся обращаться за помощью, потому что они не верят, что им помогут. Эта ситуация глубоко ненормальна. Мы должны вернуться к системе махалля — нас должно волновать, как дела у нашего соседа или у того, кто ходит вместе с нами в мечеть. Мужчины должны взять на себя ответственность за женщин своей махалли, — еще раз подчеркнул он.
По словам спикера, проблема сложная, и о ней нужно говорить деликатно.
— Не нужно клеймить феминизм с минбаров. Для многих мусульманок феминизм — это борьба против реального угнетения, которое они видят в своих семьях, в семьях родственниц, подруг. Для них это средство, потому что они не видят других средств борьбы с этой проблемой. Пока не будет предоставлена альтернатива, пока мы сами об этом не озаботимся, идеи феминизма среди мусульманок будут распространяться.
По его словам, феминизм может привести к вероотступничеству, а быть мусульманкой-феминисткой это «как плавать в бассейне с акулами — шансы выжить есть, но они минимальны».