Но все ли они придерживаются настоящих столпов веры — не воруй, не укради, например, в бизнес-сфере? Ведь согласно канонам веры, надо жить честно и справедливо?
Наш анализ показывает — нет. На всякий шариатский случай выдавая это по-иному — «мы копируем, но не воруем». Восток — а это мы знаем! — дело тонкое.
Первые шаги по «исламскому копированию — по-братски» пошли с появлением известных мусульманских брендов или проектов и при их активном продвижении. Например, в Москве на выставке Moscow Halal Expo — 2010 год. Дальше — больше. Копируют все, что в принципе возможно скопировать. Чаще всего это разработки в области дизайна, бизнес-идеи, авторские тексты и фото.
По мнению экспертов, подобная ситуация объясняется весьма низкой деловой и религиозной грамотностью участников рынка. Их так называемый «бизнес» — зачастую размещение постов в социальных сетях с целью продажи товара или услуги. Только и всего.
Таковых немало среди дизайнеров одежды. И здесь порядок действий очень прост: девушки смотрят, что популярно на рынке среди известных брендов, и отшивают (в прямом смысле слова) то же самое. Ни капли не сомневаясь, что делают все правильно, забыв про этику и исламскую солидарность.
Бывает так, когда обвинение в «бессовестном заимствовании» звучат в адрес достаточно серьезных отечественных мусульманских брендов, в первую очередь — производителей модной женской одежды. Авторы обвиняют их в копировании дизайна своей продукции, подтверждая свои заявлениями фотографиями. Первые и рады бы поделиться франшизой, но вторые этому не рады: они хотят иметь только свое!
Вдвойне неприятно, по словам специалистов, что такие действия позволяют себе компании, которые позиционируют себя как «подвижники рынка халяль».Так какой же это халяль?! На наш взгляд, это попытка выдать себя за того, кем ты на самом деле не являешься, а лишь публично и бессовестно выдаешь чужой труд за свой.
А что говорит шариат по поводу ведения бизнеса?
С точки зрения шариата, любой предприниматель должен придерживаться высоких моральных норм. Запрещается обманывать, обвешивать, создавать какие-либо препятствия для торговли своим конкурентам. Любой предприниматель, когда создает что-либо новое для рынка, вкладывает в это материальные, временные и интеллектуальные ресурсы. Те же кто копирует такого рода новинки, зарабатывают на этом ничтоже сумняшеся. А значит, грешат.
По оценке «халяльных» экспертов, любое анонсирование должно предваряться прямым обращением в компанию, которая совершила недобросовестные действия, если подобные нарушения авторских прав не происходят систематически. В случае разового копирования, возможно, это оплошность конкретного сотрудника или привлеченного дизайнера, который поленился разработать что-то уникальное и просто опростоволосился.
На суд мусульманской общественности выносится мнение о создании некоего института шариатского суда. В его состав могут входить авторитетный имам и/или эксперт в области исламской экономики, а также другие лица.
По словам же религиозных деятелей, воровство «по шариату» происходит из-за отсутствия религиозной и деловой грамотности. Увы, мусульмане часто убеждены, что религиозность заканчивается на молитвах и постах.
Однако на самом деле сфера бизнеса и торговли налагает на верующих большое количество правил и ограничений, которые многие горе-предприниматели даже не удосуживаются изучить.
— Что касается воровства, то оно запрещено в любом виде, — говорит глава Духовного управления мусульман Республика Татарстан (ДУМ РТ) Камиль Самигуллин. — Если человек сделал открытие, проявил ум, старание, желание и он хочет иметь от этого пользу, то воровать его продукт — нарушение религиозного канона.
Относительно чисто религиозных книг и прав авторства на них муфтий Татарстана считает, что по этому поводу есть несколько мнений:
— Можно ли без разрешения выписать те или иные цитаты из исламской литературы и не указывать автора? Некоторые ученые считают, что в религиозных вопросах права в данном случае не могут быть защищены. Наш татарский ученый Муса Бигиев в знаменитом труде, посвященном «Корану Османа», подчеркивает: «Все права я отдаю тому, кто найдет пользу в этой книге». Прекрасный пример!
«Если бы великий исламский ученый Абу Ханифа зарезервировал все свои права, что бы мы сейчас делали?!» — удивляется муфтий Татарстана. Он уверен, что истинно верующий в первую очередь служит исламской религии, следовательно, к каждому труду, интеллектуальной продукции, а в исламском бизнесе — особенно, нужно относиться с уважением.
— Подчеркну, что воровать друг у друга недопустимо. В бизнесе это очень важно тоже, — говорит Самигуллин.
Солидарен с муфтием Татарстана глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. — Есть интеллектуальная собственность, она защищена законом, как светским, так и своим, мусульманским. Поэтому воровать или «копировать» чужие идеи и проекты недопустимо, — считает Бердиев.
И вот недавний случай. В «Инстаграме» одного исламского сообщества состоялась дискуссия, насколько халяльно «воровать» подписчиков. Конечно, там вопрос был поставлен по-другому — речь шла о массфолловинге (то есть когда ваш аккаунт подписывается на другие аккаунты), а именно о «подписывании» на свой аккаунт подписчиков конкурентов за счет различных инструментов. Участники дискуссии разделились на два лагеря: одни считали, что это вполне «халяльно», так как «Инстаграм» — это открытая площадка. Другие же полагали, что «подписывание» на себя фолловеров прямых конкурентов — не этично и не правильн
— Это все равно что стоять перед магазином и приглашать в свой магазин с аналогичным товаром, который на соседней улице. Или стоять у дома известной швеи и приглашать ее наработанных годами клиентов в свое ателье.
Подводя итог, отметим, что есть очень хороший критерий, который позволяет определить халяльность. Это слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Не желай брату своему того, что не желаешь себе».