Рука помощи

Совместное предприятие поможет татарстанским производителям с выходом на восточные рынки

Сегодня у «Сохбет» сразу три собеседника — генеральный директор АО «РАЦИН» Асхат Шарапов, его заместитель Анвар Мавланов и генеральный директор СП Рамиль Мингараев, рассказавшие в интервью изданию о перспективах выхода татарстанских производителей халяль-продукции на рынки мусульманских государств.

1241

История СП АО РАЦИН и Духовного управления мусульман РТ «Халяль Агротрейд» началась в 2017 году, когда в рамках международного экономического форума «Россия-исламский мир» KazanSummit представители органов по сертификации халяль-продукции из трех мусульманских стран — Турции, Южно-Африканской республики и Объединенных Арабских Эмиратов, заявили о возможности поставок на свои рынки халяльной продукции, произведенной в Татарстане. С одним существенным «но» — татарстанское производство должно быть сертифицировано в соответствии с требованиями самих стран-импортеров.

— Асхат Ахтямович, каковы требования стран — потенциальных импортеров российской, в частности, татарстанской продукции к производителям?

— Прежде всего, надо отметить, что сертифицируется не сам продукт, а его производство: на каждом из этапов оно должно соответствовать требованиям сертифицирующих органов тех стран, куда бы мы хотели поставлять свою продукцию. И здесь очень много сложностей. Первая — это высокая стоимость процедуры сертификации. Если предприятие захотело получить зарубежный сертификат халяль, все затраты — на дорогу, проживание, размещение экспертов и т. д. оно должно взять на себя. Плюс стоимость самого сертификата. В сумме эти расходы составляют более миллиона рублей.

К тому же сертификат стандарта халяль, как правило, имеет ограниченный срок действия (чаще всего год), по истечении которого производитель должен заново пройти всю процедуру. Как вы понимаете, позволить себе такую роскошь могут только крупные производители. Вторая сложность — отсутствие единого, унифицированного халяль-сертификата и высокие требования сертифицирующих органов к потенциальным поставщикам.

Сегодня в Организацию исламского сотрудничества входит 57 государств, и практически у каждого из них свой сертифицирующий орган и свой сертификат. Наиболее авторитетный из них — это сертификат ESMA, который выдается Агентством по сертификации и метрологии ОАЭ. Он признается во многих мусульманских странах.

— То есть оптимальным для наших производителей Вы считаете сертификат ESMA?

— Сейчас СП пытается просчитать, чей сертификат наиболее прост в получении, чтобы таким образом открыть нашим производителям рынки мусульманских государств. Но учитывая, что у Татарстана очень тесные связи — и культурные, и религиозные, и, конечно, экономические, с Турцией, полагаю, мы могли бы начать с получения сертификата ДИАНЕТ, который выдает Управление по делам религии Турецкой Республики. Это хорошо, так как турецкий сертификат признается еще в нескольких государствах.

— Рамиль хазрат, как Вы считаете, может ли ДУМ РТ получить полномочия по сертификации татарстанской продукции в соответствии со стандартами стран-импортеров, чтобы облегчить процедуру для производителей, желающих поставлять туда свою продукцию?

— Теоретически это возможно. Но для этого сотрудники Комитета по стандарту халяль Духовного управления должны пройти обучение в тех странах, куда бы мы хотели и могли поставлять свою продукцию, и, наверное, сдать некий экзамен. Дело в том, что даже в России нет и не может быть единого, универсального сертификата халяль в силу различия регионов в обрядах, традициях и т. д. Если же мы рассматриваем возможность сделать ДУМ РТ неким уполномоченным органом, то должны досконально изучить
обычаи и обряды государств, их требования к продукту и процессу производства, чтобы предъявлять их нашим производителям. Наши специалисты должны знать все до мелочей — чем и как кормили животное, в каких условиях оно было забито, какое обучение прошел человек, читающий молитву перед забоем, и т.д. То есть мы должны дать гарантию, что продукт, поставляемый из Татарстана, соответствует всем требованиям стандарта халяль, предъявляемым тем или иным государством.

— Какова же роль СП в процессе получения иностранных сертификатов халяль татарстанскими производителями?

— Прежде всего, это информационная, консультационная, а возможно, и финансовая поддержка компаний, желающих выйти на мусульманские рынки.

— Анвар Юсуфович, есть ли среди наших производителей желающие получить такие сертификаты?

— Надо сказать, что в Татарстане уже есть производство — пока, правда, оно единственное в республике, который вышел на рынок халяль. Это Казанский Булочно-кондитерский комбинат, поставляющий в ОАЭ чак-чак. Сейчас у нас в разработке хозяйство «Рамаевское». Мы начинаем работу в качестве его доверенных лиц; СП может взять на себя часть финансовых затрат с последующим возмещением на прохождение всех процедур. То есть мы берем на себя роль и посредника, и банкира.

— Только «Рамаевское»? А что же наши крупные птицефабрики?

— Определенную заинтересованность показывает птицеводческий комплекс
«Ак Барс». Наш крупнейший производитель птицы «Челны-Бройлер» занимается этим вопросом самостоятельно. Представители мусульманских стран, которые побывали на фабрике с визитом в рамках программы KazanSummit-2017, заявили, что готовы покупать их продукцию. Но проблема в том, что, по крайней мере на тот момент, «Челны-Бройлер» не могли гарантировать объемы поставок, поскольку вся их продукция уходила на российский рынок.

— А много ли в России компаний, получивших зарубежные халяль-сертификаты?

— Насколько я знаю, сертификат ESMA получили всего две российские компании — птицефабрики Группы агропредприятий «Ресурс» и Группы «Черкизово». В стадии сертификации сейчас также производства «Мираторга» и «Дамате». Кроме того, южные регионы страны готовы поставлять на экспорт не только мясо птицы, но и подсолнечное масло и воду. Отмечу, в продвижении российского продовольствия на зарубежные рынки, в том числе на рынки мусульманских стран, занимается недавно созданный Российский экспортный центр, а также Департамент международного сотрудничества МСХ РФ.

— Вы назвали несколько российских компаний, получивших (или
работающих над получением) сертификат ESMA. Но ведь это же гиганты отрасли. В Татарстане нет предприятий с подобными объемами производства. Каковы наши реальные возможности?

— Емкость рынков стран Ближнего Востока огромна. Это значит, что возможности, которые российские компании получают с прохождением сертификации, практически неограниченны. Да, многие производители говорят: нам бы сначала накормить Россию. Но ведь время — это невосполнимый ресурс. Мы пока действительно не закрыли внутренние потребности в халяльных продуктах питания, но это не значит, что мы
не должны смотреть вперед, выходить на зарубежные рынки. Если мы этого не сделаем, это обязательно сделает кто-то другой. Например, Украина или Беларусь, которые уже начали поставки на Ближний Восток.

— Асхат Ахтямович, какова роль Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Республики Татарстан в этом процессе?

— Недавно Минсельхозпрод РТ дал АО «РАЦИН» поручение актуализировать список татарстанских перерабатывающих предприятий, выпускающих продукцию халяль. Как только эта база будет сформирована, мы проведем анкетирование руководителей компаний на предмет их реальной заинтересованности в поставках продовольствия на рынки мусульманских стран. Тем, кому эта тема будет реально интересна, через СП планируется оказать содействие и поддержку, о которой мы говорили.

— В прошлом году Минсельхоз РТ и представители аграрного бизнеса Иранской Республики обменялись взаимными визитами. Каковы итоги этих встреч? Были ли достигнуты конкретные договоренности, или пока взаимодействие с этой мусульманской страной ограничивается знакомством с потенциалом сторон?

— Иран импортирует, в том числе из России, порядка 20% от потребляемого
страной объема красного мяса. В рамках визита в Татарстан представители крупного иранского агропромышленного комплекса «Фардж-Сафа» познакомились с потенциалом АПК Татарстана и в стадии принятия решения о производстве на четырех тысячах га выращивать корма, чтобы затем вывозить их в Иран, так же как и мясо.

— Почему же Иран решает производить продукцию здесь, чтобы потом отвозить всю продукцию к себе, а не построить производство у себя?

— Потому что в Иране элементарно не хватает сельхозугодий, чтобы накормить все население, которое сегодня составляет порядка 83 млн человек. Производить продовольствие в России и отправлять его путем «река-море» для них получается дешевле, чем производить его у себя. Помимо этого, наладить собственное производство мяса и молока в России для иранской стороны также выгоднее, чем просто закупать его здесь. Естественно, вся произведенная компанией «Фардж-Сафа» продукция по умолчанию будет халяльной.

— И последний вопрос к Рамилю хазрату. Почему требования со стороны мусульманских государств к поставляемой туда продукции и ее производителям столь высоки?

— Все очень просто. Большинство стран Ближнего Востока — это не светские, а религиозные государства. И за то, что будут вкушать подданные, перед Всевышним правитель несет личную ответственность.

Мансур Джалялетдинов, заместитель муфтия РТ по работе с территориями, генеральный директор Фонда «ВАКФ РТ»:

— В апреле в Дубае (ОАЭ) проходил VIII Eжегодный инвестиционный форум (Annual Investment Meeting (AIM) 2018), в котором участвовал правительственная делегация из Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым. У представителей исламских государств к Татарстан и Рустаму Нургалиевичу особое отношение — его принимали не как официальное лицо, а как друга и надежного партнера. Складывалось впечатление, что Минниханова там знают лично — очень многие здоровались с ним по имени, а не ограничивались дежурными приветствиями. Его вступление на открытии форума сопровождалось неподдельным интересом — в нем видели мирового эксперта, глубоко осведомленного в вопросах иностранных инвестиций.

С огромным интересом участники форума изучали и экспозицию Татарстана, представленную на проходящей в рамках форума выставке. Вопрос поставок продовольствия халяль на рынки исламских государств был затронут в рамках деловой программы форума. Правитель эмирата Дубай шейх Мцхаммед бен Рашид Аль Мактум, с которым на полях форума встречался Рустам Минниханов, заявил о том, что его страна заинтересована в поставках продовольствия из Татарстана. Тот факт, что Татарстан является мусульманской республикой, является для него своего рода государственной гарантией, равно как и заинтересованность первого лица республики в налаживании сотрудничества.

Татарстан, будучи регионом с развитым АПК, мог бы предложить иностранным партнерам поставки зерна, подсолнечного масла, сахара, а также мяса птицы и КРС. Основной фактор, сдерживающий пока наше сотрудничество — отсутствие сертификации, которая должна быть пройдена в соответствии со стандартами страны-импортера.

В рамках форума были презентованы возможности Совместного предприятия «Халяль — Агротрейд», а также предприятий перерабатывающей промышленности Татарстана; многие из участников выразили желание посетить их в рамках деловой программы KazanSummit-2018.

Рабочий процесс уже запущен: к настоящему времени подготовлен реестр организаций, выпускающих продукцию халяль — это дает нам возможность правильно оценивать свои возможности в плане объемов производства и зарубежных поставок.