— Олег Борисович, сколько писалась книга?
— Труд по написанию книги «Карим Хакимов: Летопись жизни» занял у меня несколько лет — это было насыщенное, очень интересное время. Знакомство с архивными данными из самых разных хранилищ документов, встречи с родственниками Карима Хакимова, география деятельности нашего прославленного дипломата и многое другое увлекли меня. Писал, когда было время, поскольку до недавнего времени я занимал пост замдиректора департамента МИД РФ и все свободные часы, выходные дни и даже отпуск посвящал своему труду. И книга вышла именно в то время, когда я был назначен на пост посла по особым поручениям нашего внешнеполитического ведомства. Так что можно сказать — я получил новую должность и выпустил книгу практически одновременно.
Очень рад, что все это случилось, поскольку на новом месте предстоит огромная работа по подготовке и проведению очередного саммита Форума партнерства «Россия — Африка». Первый такой форум прошел в прошлом году и имел колоссальный международный резонанс. Теперь будем готовиться к следующему в 2022 году.
— Многим имя Карима Хакимова говорит только о том, что он был дипломатом…
— И дипломатом, и красным командиром, и народным комиссаром, и хорошим организатором, государственным деятелем и неординарным человеком!. Жизнь «Красного паши», как его называли многие, насыщена многими событиями, на которые стоит обратить пристальное внимание. К сожалению, его биография широкому кругу читателей и даже историков не слишком неизвестна. А на мой взгляд, этот пробел необходимо исправить, ведь Хакимов был ярким представителем мусульманских народов нашей страны и именно его упорство и мастерство позволило наладить первые международные связи молодой нашей страны около ста лет назад.
Жизнь Карима Хакимова была полна интереснейших событий. И он сам словно притягивал себе эти истории, да он и сам делал историю.
— Например.
— Например, когда он ехал получать верительные грамоты из рук короля Абдельазиза по пути его машину обстреляли. Что сделал бы другой человек? Наверное, спрятался бы, утаился как-нибудь. А что сделал Хакимов?! Когда началась стрельба по его машине, он стал громко петь «Варшавянку»!
Этот эпизод демонстрирует, насколько он глубоко и со знанием психологии вникал в окружающую действительность и не только старался не только понять других людей, но и стать для них своим. Что в Оренбурге, что в Бухаре, что в Джидде (Саудовская Аравия), что в Мешхеде (Иран — тогда еще Персия), что в Сане (Йемен). Везде его принимали именно за своего человека, поскольку он общался со всеми на их языке и с равных позиций.
— Какой период жизни Хакимова для вас самый интересный?
— Я бы не хотел разделять биографию на этапы, на интересный и неинтересный. Вся его жизнь была яркой и увлекательной. Учеба в уфимском медресе «Галия» и Татарской Каргале (Оренбурсгкая область), его комиссарство и строительство системы народного образования в Оренбурге, потом война с басмачами в Средней Азии, затем дипломатическая работа в Мешехеде, Джидде, Сане. Разве можно сказать, что где-то что-то для него сложилось неинтересно? Вряд ли такое было. Хакимов везде и всюду учился. Недаром его заметили и пригласили на высокие должности — представлять молодую Советскую Россию на международном уровне. Пригласил, кстати, Георгий Васильевич Чичерин — нарком иностранных дел. Он понимал, что для налаживания связей с арабо-мусульманским миром нужен вот такой человек — открытый, умный и несомненно, талантливый, каким был наш герой, умеющий понимать тонкую психологию народов Востока.
— Как вы думаете, Олег Борисович, ему это удалось?
— Несомненно! Хакимову ценой невероятного труда удалось наладить с руководством этих стран самую тесную связь. В 1926-м Советская Россия первой в мире признала независимость Саудовской Аравии. Это была победа молодой советской дипломатии. Чуть менее века назад Англия долго думала — признавать ей независимость саудитов или нет. Пока подданные Ее Величества копошились, да прикидывали, вот тут-то советский дипломат Карим Хакимов уже вручил верительные грамоты королю Абдельазизу! Конечно, для Англии и других западных стран этот факт стал довольно весомый щелчок по носу на виду у всего мира.
— Арабы принимали нашего дипломата за своего? За мусульманина?
— Они его так и называли «Красный паша» или Керим-бей. К Хакимову неприемлемы такие выражения, как «втерся в доверие» или «завоевал расположение арабов». Нет! Своим трудом и искренними желаниями установить крепкие, братские связи России и мусульманского мира наш представитель именно заслужил доверие и стал приближенным к королю. Восточные люди прекрасно разбираются в психологии, они улавливают тончайшие эпизоды поведения человека. Если бы Хакимов действовал в корыстных или других целях, арабы его раскусили бы в момент. Но саудовцы воочию видели, как работает Хакимов, к чему он стремится, каковы его планы, каковы перспективы взаимодействия с таким государством, как Советская Россия, как Хакимов относится к тем, кого мы привыкли называть простым народом. Не случайно, когда у саудовцем случился голод, Хакимов организовал доставку большой партии гуманитарной помощи, следовавшей из России. Продовольствие, медикаменты, керосин и многое другое помогли выстоять арабам в период голода. Несомненно, помощь от нашей страны была оказана от чистого сердца.
Что касается отношения его к религии, скажу, что в первые же годы пребывания в Саудовской Аравии он совершил малый хадж, чем привлек внимание руководства этой страны. Он хорошо знал Коран, поскольку в свое время сопровождал слепого чтеца Корана. На свадьбах или на похоронах с его участием молодой Карим заучивал суры, вникал в разговоры на темы религии. Словом, собирал интеллектуальный багаж.
— Как вы считаете, Олег Борисович, много ли уделено внимания как к самой фигуре Хакимова, так и его дипломатической работе? Ведь им была проделана колоссальная работа!
— Хотелось бы, конечно, чтобы о деятельности «аравийского визиря Кремля» знали как начинающие дипломаты, так и самые широкие слои общества. Хакимов представлял весь советский народ, да и нашу с вами страну. Один из блестящих периодов советской дипломатии — это период работы героя моей книги.
Поэтому было бы правильно рассказывать о нем как можно больше. Особенно молодой аудитории — студентам, обучающимся на ниве дипломатии, журналистики, социологии. Не лишним, думаю, будет как можно больше узнать и студентам религиозных, в данном случае — исламских, вузов.
Поэтому с выходом книги, скорее всего, пройдут презентации моего издания в Уфе, Казани, Москве, Оренбурге, а также в ряде зарубежных стран.
Было бы весьма логично снять о Кариме Хакимове полнометражный художественный фильм. Насколько известно, работа над этим проектом начата и я постараюсь поддержать этот фильм насколько смогу.
Я отдельно хочу отметить работу главы Башкортостана Радия Хабирова, организовавшего юбилейные торжества, посвященные уроженцу республики Кариму Хакимову — это проведение конференций, чтений, встреч на самом высоком уровне. Но наши планы чуть притормозились из-за коронавируса. Объективная причина, как видите. Но уверен, что все запланированное обязательно реализуется.
Радик Амиров
Ранее «Сохбэт» уже рассказывал читателям о личности и жизненном пути Карима Хакима. См. «С Аллахом в душе и с Марксом в котомке«