Истинная наука не противоречит вере

Религия полноценно участвует во всех сферах жизни общества

520

Богословское образование не противоречит светскому, а наука религии не антагонист — возможно ли такое? С благословения и по поручению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана своими взглядами на темы духовного воспитания и образования, сближения науки и религии поделился Протоиерей Алексей Колчерин, и. о. Первого проректора, заведующий кафедрой общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии, доктор церковной истории. 

— Отец Алексей, как Вы думаете, существуют ли кардинальные различия в принципах веры и восприятия, понимания Бога у разных конфессий, или все они разными способами говорят об одном?

— Вы знаете, существуют такие толки и направления мысли, что вроде бы все религии говорят об одном и том же, и следовало бы их все объединить, чтобы не было разногласий и конфликтов на религиозной почве. На мой взгляд, это чрезвычайно некомпетентный подход к основам вероучения и пониманию религиозности как таковой. Мировые конфессии, в числе последователей которых миллиарды людей, целые континенты прошли долгий исторический путь, имеют богатейший пласт богословского наследия. Кроме того, религии утверждают богооткровенность своих вероучений — то есть основные положения были не разработаны людьми, а переданы Богом. Различия в учении о Боге, о творении, о спасении весьма существенны. Даже этические учения в разных религиях могут быть схожи, но не идентичны.

— Насколько отличаются системы подготовки священнослужителей в христианстве и исламе?

— На сегодняшний день в Русской Православной Церкви приняты нормы, согласно которым рукоположение в священный сан возможно только над закончившими полный курс духовной семинарии либо над студентами очного отделения, проучившимися не менее половины этого срока. В постперестроечный период, когда повсеместно открывались храмы и остро ощущался кадровый голод, рукоположения случались над прихожанами, не имевшими богословского образования, но способными к пастырскому служению. Однако вскоре во многих городах были открыты духовные семинарии, появились современные учебные пособия, и, таким образом, на сегодняшний день к кандидатам в священный сан предъявляются серьезные требования, что, в свою очередь, призвано повысить уровень пастырской ответственности при совершении богослужений и произнесении проповедей. Системы подготовки священнослужителей в христианстве и исламе, безусловно, имеют отличия, однако, тенденция, на мой взгляд, схожая — повышение качества подготовки кадров будущих священнослужителей, поскольку их роль в обществе очень важна, как важна и цена ошибки в подготовке таких специалистов

— Появление в российских универси­тетах факультетов или кафедр теологии — это требование времени?

— Появление кафедр теологии в российских университетах неизбежно, поскольку на сегодняшний день религия полноценно участвует во всех сферах жизни нашего общества. Государству нужны специалисты в области теологии, чтобы выстраивать работу с религиозными структурами, некоммерческими организациями социального профиля. Речь не идет о том, чтобы в университетах готовить будущих священнослужителей, все же эта функция должна быть сохранена за духовными учебными заведениями. Реалии современного мира диктуют необходимость в подготовке светских специалистов, готовых работать с различными негативными проявлениями в духовной жизни общества, такими, как экстремизм, нетерпимость и тому подобное. Например, в Казанском федеральном университете реализуются программы как христианской, так и исламской теологии, вполне в соответствии с потребностями нашей республики. На сегодняшний день в России создана НОТА — научно-образовательная теологическая ассоциация, объединяющая многие факультеты и кафедры теологии российских вузов. Не раз в работе ассоциации принимал участие ректор Казанской православной духовной семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. На повестке дня стоит вопрос формирования общей стратегии развития теологического образования.

— Что Вы думаете о размывании границ науки, рационального знания и богословской научной деятельности?

— Истинная наука не противоречит вере. Многие выдающиеся ученые, сделавшие эпохальные научные открытия, были верующими людьми. Наука утверждает то, что можно доказать опытным путем, соответ­ственно недоказуемое — за границами научного подтверждения. В том числе многие религиозные догматы за границами научного подтверждения, но это не опровергает их.

— Как Вы относитесь к включению теологии в разряд ВАКовских дисциплин?

— Включение теологии в список научных специальностей, утвержденных высшей аттестационной комиссией, состоялось, это свершившийся факт. На сегодняшний день уже состоялись защиты докторских и кандидатских диссертаций по теологии. При этом данные работы соответствуют требованиям, предъявляемым к работам такого уровня других научных специальностей — публикации научной монографии и научных статей в рецензируемых научных журналах, апробация результатов исследования на научных конференциях. Никакой профанации науки нет, никто не собирается никого обманывать.

— Система богословского образования, на Ваш взгляд, должна следовать имеющейся в стране традиции или служить другим целям?

— Система духовного образования на сегодняшний день вполне соответствует всем предъявляемым требованиям — это, как говорилось выше, подготовка священнослужителей, это и формирование научных кадров, способных вести исследования в области богословия, библеистики, церковной истории, литургики и других дисциплин. Также система духовного образования готовит специалистов в области социального служения, работы с детьми и молодежью, с вооруженными силами и правоохранительными органами, присутствия в пенитенциарной системе. Таким образом, сохраняя традиции, система духовного образования способна отвечать на возникающие задачи.

Роль учителя, способного передать своим ученикам не только некую сумму знаний, но и научить жить с честью и достоинством, сформировать ответственную, нравственную личность, велика и значима. Эта роль особенно важна для студентов духовных учебных заведений, решивших связать свою жизнь со служением Богу.