В психологии есть такое понятие как «зона ближайшего развития». Его ввел выдающийся советский психолог Лев Выготский для характеристики развития ребенка. Это понятие показывает временный разрыв между актуальным развитием ребенка и тем, на что он способен в ближайшем будущем благодаря обучению под руководством взрослых. Суть в том, что каждый раз усложняя задачу (в рамках зоны ближайшего развития), мы помогаем ребенку развиваться и добиваться результатов в обучении.
Виктор Франкл применил этот принцип для развития взрослых, взяв за основу афоризм Гёте:
«Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. Если же мы трактуем их, как если бы они были таковы, какими они должны быть, мы помогаем им стать такими, какими они способны стать».
Франкл предлагал рассматривать каждого человека через призму его потенциала — того, на что он способен. Он писал в своей книге «Воля к смыслу», что, если говорить человеку, что он чуть-чуть выше, чем он есть на самом деле, то это позволит ему всё время тянуться за более высокой планкой, и как итог, развиваться. Оптимальный уровень такой планки — на 10-20% более, чем есть на самом деле. Тогда это не будет выглядеть, как лесть или ложь.
О подобной особенности человеческой психики писал и другой известный психиатр и психотерапевт Мартин Селигман в своей книге «Как научиться оптимизму». Рассматривая феномен выученной беспомощности, Селигман предлагает путь выхода из этого состояния. Он заключается в том, чтобы создавать человеку ситуации успеха, чуть преувеличив его достижения и успехи и таким образом показав ему вектор движения. Поясню, что речь идет о реальных успехах, достоинствах и достижениях, а не выдуманных — это важное условие. По сути, это всё та же зона ближайшего развития. Главное — вернуть человеку веру в свои силы и в то, что от его действий действительно что-то зависит.