— Сегодня в Татарстане активно обсуждается вопрос идентичности татар. При этом священнослужители подчеркивают особую роль ислама в становлении нации. Но жизнь говорит о другом – система образования, науки, искусство, печать, а, главное, предпринимательство оказали на жизнь татар намного большее внимание, чем ислам. В начале ХХ века светская составляющая в жизни татар для прогресса играла решающее значение. В советский же период, когда роль ислама была практически нулевой, сохранялось влияние литераторы и искусства, книгопечатания, прессы, образования.
К началу XX века 95% российских медресе были джадистскими. В том числе, и оренбуржское медресе Хусайния, где первым лекции о реформаторстве в исламе читал Муса Бегиев
Реформирование церкви всегда было мощнейшим фактором развития государства и общества. Не случайно сегодня самые развитые страны те, где главенствует протестантизм. Следом за ними страны с преобладанием католицизма. Уровень жизни — во всех аспектах, в странах, где основной религией является православие, существенно отстает.
И уж совсем отсталыми являются исламистские государства, где главенствует «консервативный» ислам, отрицающий саму возможность самостоятельного поиска истины и получения новых знаний. Если бы джадидизм не получил распространения в среде татарских и российских мусульман, вполне возможно, наша нация повторила бы их судьбу.
Полную версию интервью читайте в свежем номере журнала «Сохбэт»