Лед и пламя
Когда возникали очаги эпидемии, то их «гасили» огнем: вещи и одежда тех, кто оказался в плену заразных болезней, сжигались на кострах. Письма по пути следования в условиях эпидемий передавали «через огонь»: с одной стороны от костра стоял гонец и выкрикивал содержание написанного, а на другой его переписывали на новую бумагу. Перевозимые между городами деньги предписано было промывать в воде, а одежду «вымораживать и вытресать». Эти процедуры проделывали люди, которые «в моровых болезнях были», здоровые же должны были «ни к чему не касатца».
При аховых случаях, когда сам воздух был наполнен болезнетворными микробами, применялся дым от сжигания некоторых трав. Пальму первенства в этом держат можжевельник и полынь, которыми окуривали дома и предметы. В Южной Сибири и Туве окуривание дымом можжевельника является обязательной процедурой в целом спектре жизненного цикла – от лечения больного, обрядов и праздников до похорон. Проводят его в профилактических целях как для людей, так и для животных в качестве страховки от мора.
Дым — это эффективное антибактериальное, противовирусное, антигрибковое и противопаразитарное средство. И одним из старинных методов лечения является дымолечение. В наши дни для борьбы с грибковыми инфекциями используют различные дезинфицирующие средства, а раньше для этих целей прибегали именно к окуриванию. Дым до сих пор у многих народов считается эффективным средством против стафилококковых инфекций и для лечения незаживающих гнойных ран. Вполне известный факт: «дымолечение» широко используется шаманами в нанайской медицине.
А кто бы мог предположить, что жизнь народов севера может назваться криотерапией?!
Однако факт налицо: холод «замораживает» воспалённую слизистую оболочку, что эффективно снижает активность распространения вирусов.
Таким образом, самыми первыми надежными щитами от проникновения заразных микробов являются постоянные спутники человека — огонь и холод.
Дары природы
Наши предки относились к флоре и фауне с почтением, принимали окружающее их пространство как божественные подарки. У них были избранные деревья, которые по их мнению, обладали сакральными способностями. К такому «пантеону» относили кедр, дуб и березу.
Кедр укрывал, защищал и кормил людей. Из отваров хвои готовили витаминный напиток, живицей лечили раны и нарывы. Кедровое масло обладало ценными питательными и лекарственными свойствами, которые помогали в лечении туберкулеза, нервных расстройств, заболеваний почек. Дуб почитали за подарок богов, поэтому он считался священным деревом. Настои на дубовой коре спасали от многих болезней. А от красавицы-березы здоровье поправляли ее соком, почками и листьями.
Искусство фитолечения в России имеет давние традиции, передаваемые устно из поколения в поколение. Первый дошедший до нас письменный источник — это «Изборник Великого князя Святослава Ярославовича» (1076 г.), в котором дано описание многих лекарственных трав.
Ученик М.В.Ломоносова, русский академик И.И. Лепехин (1740-1802 гг.), путешествуя по России, составил «лечебник» с перечнем целебных трав. Кроме этого он подмечал интересные факты. Например, в районе Тюмени Иван Иванович зафиксировал, что крестьяне там не болели цингой. Причиной этого было то, что взрослые и дети пили соки березы, сосны и ели. В Сибири и на Камчатке цинги не знали из-за употребления черемши, брусники и морошки. На Дальнем Востоке первым средством от простуды считался багульник.
Ещё один интересный факт: во время Великой отечественной войны вместо ваты при необходимости использовали высушенный мох.
А знаете ли вы, что среди грибов самые чистые – лисички? Червивых грибов этого сорта вы не найдете, потому что они губительны для паразитов! Поэтому для очищения организма это настоящая панацея! Настойку на сушеных лисичках рекомендуют врачи пациентам с гепатитом, так как средство помогает очищать печень от токсинов и вредных веществ…
Параллельно с внутренним употреблением целительных снадобьев получила широкое применение и ароматерапия. Знаменитый Роберт Кох, открывший миру бациллу туберкулезной палочки, в 1884 году доказал, что компоненты ряда эфирных масел подавляют микробы сибирской язвы и туберкулеза. А масло душицы обыкновенной — орегано – при борьбе со стафилококковыми инфекциями стоит на одном уровне с такими антибиотиками, как стрептомицин, пенициллин и ванкомицин.
С ингаляциями мы тоже все знакомы. Самый простой пример — русская баня. Листья березовых веников, которые используются в парилках, особенно молодые, выделяют множество фитонцидов — целебных летучих веществ.
Знаменитые в старину бани «по-черному» протапливались в течение 3-4 часов. Весь дым при этом оставался в ней, оседая на потолке, стенах и полках. После того, как камни накалялись, протопившееся помещение проветривали еще в течение полутора часов, чтобы избавиться от угарного газа, чисто мыли полки и только после этого шли париться. В результате протопленная банька была стерильной — в ней погибали все микробы. Недаром именно в бане в старину принимали роды.…
Но не только растения стоят на страже здоровья. На Ямале, Таймыре, Эвенкии и в других северных регионах в лечении болезней органов дыхания, в том числе туберкулеза, применяют жир оленя, песца, медведя, моржа и тюленя.
Звонить во все колокола!
Затронем один нетрадиционный аспект борьбы с хворями всех мастей. На Руси существовал древний обычай – больных ставили… под церковные колокола! Люди верили, что их звон помогал избавлению от лихорадки, испуга, чахотки и других болезней.
До 30-х годов прошлого века на территории советского государства от Бреста до Владивостока было 1270 монастырей и 80 тысяч церквей. Когда наступали лихие времена эпидемий, то в колокола звонили круглые сутки. Причем, на каждую хворь был составлен отдельный звон.
Некоторые утверждают, что колокольный звон действительно обладает целительными свойствами. В частности, японцы в ходе экспериментов выяснили, что в его ультразвуковом диапазоне разрушается молекулярная структура болезнетворных микробов! В результате звучания колокола в окружающей воздушной среде образуются особые микрочастицы, которые мельче атома. Именно они и оказывают очистительное воздействие на воздух и живые организмы. Именно этим и объясняется тот факт, что звонари никогда не болеют простудами, хотя постоянно находятся на сквозняке.
Слушать колокольный звон предпочтительно «живьем», но даже и в записи он продолжает быть миссионером доброй воли…
И вот новость конца марта этого года: во всех храмах Белгородской области ежедневно пять раз в день будет звучать колокольный звон продолжительностью не более трех минут. Соответствующие меры согласованы с епископами Белгородской митрополии и получили поддержку губернатора региона.
Как говорится, на Бога надейся, но сам не плошай: слушайте колокольный звон дома…