Здоровье тела и души

В согласии с верой и здравым смыслом

1072

Можно ли в Татарстане создать настоящую клинику халяль? Религиозная традиция про заботу о своём теле. Медицинская этика сегодня.

Хакимов Айрат Зяудатович — стоматолог-ортопед высшей категории, директор и главный врач «Мадин-клиники», владелец сети стоматологических клиник «МегаДент» (Москва и Казань), известный меценат, член попечительского совета Национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм», руководитель департамента медицины и здравоохранения АПМ РФ. 

— Айрат Зяудатович, как правильно относиться к своему здоровью, к своему телу — с точки зрения медицины и с точки зрения ислама?

— Аллах нам дал тело в пользование на время этой жизни, как аманат. Мы его должны содержать самым лучшим образом не только для того, чтобы чувствовать себя хорошо и нравиться окружающим, а для того, чтобы тело помогло тебе сделать как можно больше благих дел. Если у тебя тело здоровое, у тебя и разум будет более чистый, склонный к принятию духовных материй, будет лучше память, тебе Аллах будет давать хорошие идеи. Если тело грязное, захламлено токсинами, погрязло в грехах, то через него будет действовать шайтанское начало, которое толкает на плохие мысли, плохие слова, плохие поступки. Чистота тела с чистотой души очень тесно связаны.

При этом сегодня распространено такое отношение, что люди, особенно неверую­щие, могут большое внимание придавать телу, скрупулёзно о нём заботиться и забывать про душу, накопить много душевных болячек. Здесь важна мера, ислам — религия золотой середины. Мы не должны игнорировать мирскую жизнь, ходить в рванье, грязные, лохматые, вонючие. Мы живём в обществе, поэтому должны быть красиво одеты, приятно выглядеть, чистить зубы, мыться вовремя. Религия нас учит, что чистота — это половина веры. Но забота о теле не ради самого тела или того, чтобы не болеть, а чтобы тело послужило тебе подольше для совершения больше­го количества благих дел, чтобы достойно встретить старость, не обременять близких своим плохим здоровьем. Истинные мусульмане до старости доживают с прекрасным сознанием и возможностью самим заботиться о себе.

— Сегодня у нас больны не только тело и душа, больно общество. Как быть человеку, мусульманину в этой ситуации?

— Это вещи взаимосвязанные. И нечистота телесная и душевная в разных формах обязательно прорвётся в общество — в семейных ли конфликтах, в преступлениях. Ислам — религия, уделяющая большое внимание социальным вопросам, тому, как построить здоровые взаимоотношения в обществе. И конечно, наше сегодняшнее общество очень больное — столько накоплено в людях агрессии, раздражительности, готовности вспылить, взорваться. Нет взаимного уважения, терпимости к другим. Причём и многие мусульмане ведут себя некрасиво. В этих условиях мусульманская умма предлагает на агрессию отвечать улыбкой и добрым словом. И нужно рабо­тать над собой: если человек стал мусульманином, это не значит, что у него стёрлись все грехи и он стал совершенным. Нужны духовные практики, чтобы совершенство­ваться, нужна искренность веры, чтобы заслужить довольство Аллаха.

— Каково разумное отношение к болезни, к исцелению?

— Наш Пророк сказал: «Болезнь-очищает от грехов», поэтому сахабы начинали сильно переживать, когда долго не болели. К болезни нужно относиться философски, она одновременно очищает и испытывает человека. Всевышний смотрит, обратишься ты к Нему или нет и на кого ты больше уповаешь, на помощь врача или на Его милость. В любом исцелении от Аллаха врач является лишь посредником. Иногда исцеление приходит без врачебного вмешательства, с благословения Всевышнего организм сам справляется, а мы недооцениваем этот момент, травимся антибиотиками. Западная медицина больше надеется на химию, а восточная — на силу самолечения. Люди не понимают, что Аллах создал наше тело и органы настолько совершенными, что в них есть свои механизмы, которые могут лечить болезни. В первую очередь нужно заставить свой организм мобилизовать те резервы, которые в нем имеются, поверьте, в нас заложен большой ресурс прочности. Человек психологически должен настраивать себя на самостоятельное исцеление. Поход к врачу и в аптеку не должен быть первоочередным. И вместе с тем нелепо от­вергать помощь медицины и современную науку. Некоторые мусульмане до сих пор считают, что медицина времён Пророка — самая лучшая, но не советую создавать себе мифы. Всевышний послал нашего Про­рока в местность, в которой совершенно отсутствовала цивилизация, никакого тех­нического, научного, культурного прогресса не было. Медицина как наука отсутство­вала напрочь, и наш Пророк лечился тем, что было под рукой — это вода, мёд, масло чёрного тмина, хиджама. Но он призывал к развитию этой сферы и говорил: «Самые счастливые те, кто изучают религию и науку о медицине». Многие мусульмане искренне полагают что, например, боли в животе можно вылечить водой и мёдом, не к этому наш Пророк призывал, он не хотел, чтобы мы вновь скатились к тому времени, когда он жил.

— Какой должна быть клиника халяль?

— Вместе с Духовным управлением мусульман и халяль-комитетом, консультируясь с врачами-мусульманами, мы разработали принципы медицинского учреждения халяль. Во-первых, бизнес должен быть открыт только на халяльные деньги, т.е. деньги, заработанные честным, раз­решённым Аллахом путём; должно быть намерение (ният) помогать мусульманам, делать качественные услуги по недорогой цене. Клиника должна не только отвечать требованиям шариата, но и быть доступной для всех слоёв общества, поскольку в мусульманской среде немало многодетных семей, чьи финансовые возможности ограничены.

Взаимоотношения между врачом-мусульманином и дирекцией медучреждения строятся по принципу коллегиальности, а не по принципу — хозяин — раб. Врач-мусульманин всегда честно выполняет свои функции и не обворовывает медучреждение, а дирекция в свою очередь устанавливает максимально допустимый коэффициент оплаты труда врача.

Приём мужчин и женщин должен быть разделён либо по отделениям, либо по дням, либо по сменам.

Персонал учреждения должен быть одет согласно требованиям мусульманской религии. Врач-мусульманка ведёт приём в платке и с покрытыми частями тела, кроме кистей рук, как и подобает любой женщине-мусульманке. Врач-мусульманин должен быть одет не вызывающе. При этом врачи находятся всегда в состоянии ритуальной чистоты (тахарат).

— Насколько вам удалось реализовать эти принципы в «Мадин-клинике», где вы являетесь собственником и директором?

— Конечно, у нас есть молельные ком­наты, в туалетах- кумганы для тахарата. У нас значительное количество врачей и медсестер-мусульман, но и те, кто не мусульмане, разделяют наши этические принципы. Сейчас во многих лечебных учреждениях злоупотребляют навязыванием дорогосто­ящих методов лечения. Западная модель медицины стимулирует врача зарабатывать деньги, но когда к нам в команду приходит специалист, мы сразу даём понять, что у нас это запрещено. Например, в гинекологии мы не только отговариваем женщин от абортов, но и минимизируем применение кесарева сечения. Этот метод выгоден для лечебного учреждения, поэтому сейчас его применяют неправомерно много и этим создают много проблем для матери и ребёнка. В стоматологии мы при достойном качестве услуг держим цены самые низкие в Казани. Несмотря на «голливудскую» моду на неестественно белую улыбку, мы отговариваем

больных от химического отбеливания, объясняем его вред, в то время как обычные стоматологи навязывают процедуру, т.к. это стоит дорого и с этого можно наживаться. Мы не навязываем пациентам импланты взамен своего больного зуба, а стараемся зуб «спасти» терапевтическим путём и т.д.

— Какие факторы затрудняют создание мусульманской клиники?

— Сделать отдельные входы для мужчин, женщин, детей, сделать современные операционные, диагностику — это миллиардные вливания. Я один этого не могу, ищу партнёров, надеюсь на понимание государства. Кроме того, в нашей умме пока нет достаточного количества мусульман-врачей, мало покрытых медсестёр. Если к нам приходят медсёстры в платке, неделю поработают, а потом наши же пациенты берут их в жены.

Большой проблемой является отсутствие халяль-лекарств. На фармацевтическом рынке сегодня полно сильнодействующих препаратов, которые спасают жизнь человека, но все они на основе свиной сыворотки. У некоторых есть халяль-аналоги, у большей части — нет. Они спасают жизнь человека (а это в исламе самое ценное), но какой ценой — вливая харам (свиную сыворотку).

В мусульманской медицине сейчас много не разрешённых до конца этических вопросов. В косметической медицине ислам отвергает стремление себя приукрасить, но бывают случаи, например, вследствие удаления у женщины молочной железы, когда это может привести к охлаждению мужа и разрушению семьи — и тогда пластическая операция разрешается. Много вопросов в области трансплантации органов, имплантации, генной инженерии, суррогатного ма­теринства, искусственного оплодотворения и т. д.

— Как руководитель департамента медицины и здравоохранения Ассоциации предпринимателей-мусульман России какие вы видите направления своей деятельности?

— Я вижу на сегодня четыре ключевых направления: консолидация и объединение врачей–мусульман России, продвижение халяль–медицины и исламских стандартов, организация молитвенных комнат в больницах и поликлиниках, трудоустройство молодых специалистов.

Сейчас наша умма ещё количественно не очень велика, со временем количество должно перейти в качество. И тогда станет востребован медицинский центр в соответствии с шариатом. К тому же мусульмане многие бедны, а инвесторы, конечно, хотят, чтобы их вложения вернулись. Поэтому здесь важны и количество потенциальных пациентов, и эффективность системы оказания медицинской помощи, умение предложить методы лечения по достатку. Врачей-мусульман можно готовить двумя путями: первый — из студентов-мусульман и врачей- мусульман растить хороших специ­алистов. Второй путь — хороших специали­стов призывать к исламу.